Дата рождения

06-02-2008 / 09-04-2008

Что такое дата рождения – бюрократическая формальность паспортных данных или событие, отмечающее возникновение человека в мире, точка во временном потоке, с которой начинается новое существование? Что может быть названо датой рождения художника – число, свидетельствующее о появлении его на свет, или время рождения художественного впечатления?
Маленький прокол, проделанный в бумаге повседневности, внезапно превращает ее в камеру обскуру. И вот ниоткуда, из точки пустоты, возникает проекция перевернутого мира. В этом отраженном образе мира меняется масштаб, все переворачивается с ног на голову. Через маленькую точку проникает взгляд мира, направленный на человека. Художник и мир встречаются на экране проекции.

«Дата рождения» – так называется новый проект Виталия Пушницкого. В него входят инсталляция «Небо», объекты «Линии», панорама и серия объектов «No Man’s Land», большое живописное полотно «Пряхи» и серия фотолитографий, давших название всему проекту. Однажды, в день своего рождения, художник попал на детское кладбище в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. Там он увидел, как время из линии, означающей продолжительность жизни, сворачивается в точку одной-единственной даты - даты рождения, ставшей датой смерти. Эта точка рождения-смерти воплотилась в скромных надгробиях, чистотой геометрической формы напоминающих о художественных экспериментах минимализма. Реальность культурной традиции, сведенная к минимуму бедностью, жарким климатом, малостью самой жизни, погребенной под этим камнем, обрела другое символическое содержание. Абстрактные формы бетонных прямоугольников внезапно предстали перед художником как пустынный пейзаж с заброшенными строениями, будто увиденный с высоты заходящего на посадку самолета. Монументы утратили свой мемориальный смысл и стали частью энтропического ландшафта. Энтропия заключена в повторении, в неизбежности потери, в ощущении конечности жизни. Именно энтропия превращает надгробные плиты в анти-монументы. То, что должно служить вечным символом смерти, показано художником как предмет, который сам умирает. Фотографии угасающих монументов, сделанные Пушницким, послужили основой для серии литографий «Дата рождения». В ней соединились натурные съемки и тексты из "Одиссеи", образы из ботанической энциклопедии и выжженная земля. Документальный ландшафт комментируется художником, сопроводившим свою «аэрофотосъемку» научным описанием американской флоры и строками Гомера. Тексты дают ключ к прочтению всего изображения, вводят новое метафорическое измерение. Странствия древнегреческого героя или устройство плодоножки - это лишь способы описания мира, попытка представить реальность, назвать предметы. Пушницкий давно экспериментирует с печатной графикой, основанной на фотоизображении. Если раньше он соединял фотографии по принципу коллажа, компонуя из нескольких фото-образов новую реальность, псевдо-документ, то здесь художник не манипулирует с документальностью, а использует прямую фотографию. «Дата рождения» - это концептуальный проект. Сухое перечисление артефактов окружающего мира усилено комментарием. Обращение к фотографии, как и текст на полях, позволяет художнику дистанцироваться от изображенного сюжета. Значение возникает между документальностью фотографии и культурой текста, где-то в глубине самого произведения в слоях спрессованной бумаги, создающей фон, на котором напечатана литография шинкола - литография на особого сорта японской бумаге. Художник монотонно перечисляет предметы окружающего мира, глядя на него со стороны, изменяя дистанцию, отдаляясь от предмета, прочитывая его по-новому. Пушницкий переносит фотографии, снятые там же в Альбукерке на мраморные круги. Он печатает шелкографии с изображением ничейной земли - территории мертвых, искусства - «No Man’s Land». Надгробные камни, попадая на белое поле мрамора, исчезают, делаясь невидимыми, и в тоже время обретают материальность. Но это не материальность «оригинала», сделанного из бетона, а облагороженная историей культуры материальность мрамора. В инсталляции «Небо» Пушницкий соединяет мрамор и дерево, казалось бы с трудом сочетаемые материалы. Композиционно «Небо» напоминает о многочисленных изображениях как земных, так и небесных битв. Мраморная плита, поддерживаемая металлическими прутьями, становится небесной твердью. Может быть, это невидимые всадники, скрестившие копья, создают бесконечную линию фриза под тяжестью нависших облаков. Возможно, лес несущих конструкций, который не дает упасть небесному своду, это мачты кораблей. На белой «небесной» поверхности мрамора высечены слова из «Размышлений» Марка Аврелия: «Так уходи же кротко ведь и тот, кто тебя отзывает …». Слова придают мрамору мемориальность - материал напоминает о бренности существования, об этом же говорит и цитата из Марка Аврелия. Смысл, как и в литографиях «Дата рождения», возникает между образом и комментарием, то есть, в самом материале. Если в серии шелкографий «No Man’s Land» мрамор служит основой для изображения, белоснежной каменной бумагой, то в инсталляции «Небо» он парадоксальным образом играет роль краски. Но это особый красочный пигмент, он обладает объемом, внушительным весом и световым спецэффектом. Пушницкий создает своего рода трехмерную картину, использующим отражающую способность мрамора. В объектах «Линия 1» и «Линия 2» художник так же соединяет мрамор и дерево. Но в этом случае мрамор прочитывается уже не как небо или мемориальная плита, он становится ослепительной белизной покрытых снегом горных вершин. Серия «Дата рождения» посвящена точке, остановке времени в единственной дате смерти-рождения, позволившей художнику ощутить его материальность. Работы «Небо» и «Линии» связаны с движением, с протяженностью и линейным переживанием времени. Точка и линия – два главных формальных аспекта всего проекта. В живописной панораме, также названной «No Man’s Land» Пушницкий выстраивает линию горизонта, как будто бы переходящую из одной работы в другую. В буквальном смысле слова эта не панорама, а коллаж, составленный из различных видов заброшенных селений, отснятых художником. Фрагменты фотографий объединены живописью, перекрывающей этот коллаж. Линия горизонта также изобретена. Она порождена скорее пустотой и протяженностью пейзажей, увиденных во время путешествия по плоскогорью Нью-Мексико, чем оптической достоверностью. Картина «Пряхи» написана по коллективной фотографии сестер милосердия одной из мировых войн. Она может служить своеобразной аллегорией всего проекта. Пряхи-медсестры прядут нить жизни. Их изображение, многократно стертое художником, напоминает отпечаток на мраморе. Основанная на фотографии живопись и является таким отпечатком, отпечатком жизни, ее документальности, которая со временем неизбежно начинает восприниматься как аллегория. Проект Пушницкого «Дата рождения» связан с определенным топосом - местом. Но топос – это еще и тема, общее место в риторике. Фигура речи, заключенная в самом названии и отсылающая ко времени, воплощена в пластическом пространстве. Можно сказать, что темой проекта является топос – место и тема - времени, двойственность представления о конечности жизни и ее длительности, точка и линия, как пластическое воплощение этой двойственности.

Олеся Туркина

Дата рождения
D050_32 D050_69 D050_25 D050_58