Кристаллизация

22-05-2009 / 30-06-2009

Проект петербургского художника Владимира Кустова «Кристаллизация» - это художественное исследование переходного процесса, который начинается при достижении некоторого предельного условия. Для жидкостей таким предельным условием кристаллизации становится переохлаждение или перенасыщение паром. А для человека - смерть.
«Кристаллизация» - этапный проект, в нем синтезирован многолетний опыт применения некрореалистического творческого метода. Катализатором этого проекта в сознании художника стала информация о компании, которая на заказ производит синтетические алмазы из праха усопших. Ее рекламный слоган - «драгоценность из человека». Чтобы превратить человека в бриллиант, тело сначала кремируют, а затем пепел подвергается невероятно высокому давлению.
Первый зал экспозиции представляет собой единственную в мире комнату по составлению магических квадратов. В этом проекте художник использует квадрат восьмого порядка – это квадратная таблица восемь на восемь клеток, заполненная числами таким образом, что сумма в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Квадраты составляются на доске из черного камня с помощью 64-х кристаллических параллелепипедов. На нижней грани шрифтом liquid crystal методом лазерной гравировки нанесены числа – из них и составляются квадраты. Внутри параллелепипеда изображен октаэдр, пирамидальная форма которого лежит в основе кристаллической структуры алмаза. Посередине – человек в так называемой «позе боксера». Это поза, которую принимает тело при длительном воздействии высокой температуры, когда тепловое окоченение и уплотнение мышц сопровождаются сгибанием конечностей в суставах. Тело как будто стремится вернуться в первоначальную форму - форму эмбриона. Это наблюдение отчасти объясняет, почему во многих культурах развит ритуал кремации. Впервые фотоизображение «позы боксера» было представлено в «Атласе судебной медицины» Эдуарда фон Гофмана в конце XIX века.
Кристаллы-числа для составления квадратов расположены на восьми деревянных подставках в форме лодки (с очевидной аллюзией на лодку, которая перевозит души умерших в загробный мир). При каждом прикосновении к очередному кристаллу для составления магического квадрата лодки начинают раскачиваться на длинных струнах, как на волнах несуществующей реки.
Во втором зале расположен центральный объект инсталляции – пирамида, выполненная из черного камня и шестидесяти четырех пронумерованных кристаллов с лазерной гравировкой в виде автопортретов художника.
Кристально прозрачный как в буквальном смысле, так и в своем символическом значении объект на вершине пирамиды - это финализация хронотопического опыта, где каждый кристалл фиксирует изменение человека в реальном времени. Кристаллизация - это автопортрет переходного состояния, где время является магическим кристаллом, разгадка которого читается жидкокристаллическими цифрами при взгляде сверху, образуя еще один магический квадрат восьмого порядка, который также называется квадратом Меркурия, по числу Меркурия – 8. В римской мифологии Меркурий был не только главным богом торговли и прибыли, он был, также психопомпом римлян, проводя недавно умершие души в загробную жизнь.
Пирамиду окружают выполненные в технике компьютерной графики восемь работ, которые развивают тему магического квадрата. Как и в других объектах проекта, в этих черно-белых квадратах на фоне кристаллической решетки используется только черно-белая гамма, где черный (графит) – это цвет жизни, а белый (алмаз) – цвет смерти
Как известно, углерод, в зависимости от структуры своей решётки может быть как алмазом, так и графитом. Графит поглощает свет, алмаз его отражает, и два кристалла-куба, расположенные на черных каменных постаментах, отражают окружающее пространство, играя в полутемном пространстве инсталляции роль медленно вращающихся зеркал.
В третьем зале расположены живописные работы. Это четыре магических квадрата и ключевое полотно «Кристаллизация». Еще одним объектом в этом зале является видео, на котором магический квадрат расположен на фоне записи ультразвукового обследования младенца в утробе. Поза ребенка, очевидно, пересекается с «позой боксера» - одной из центральных тем проекта. Менее очевидна другая аллюзия: компания Siemens, на оборудовании которой сделано УЗИ – это еще и первая компания, которая начала изготавливать специализированное оборудование для крематориев.
Павел Слуцкий

Кристаллизация
01 02 03 04